Чтение – на видное место

Все мы хорошо понимаем, что чтение – это базовое, ключевое умение всего образования. Это главный учебный навык, системообразующий. Он определяет успешность обучения на всех последующих ступенях и вообще интеллектуальные перспективы человека. Ребенок, любящий книгу и хорошо читает – учится сама, она автономная, независимая, требует меньше управления со стороны учителя.

Всем нам хотелось бы, чтобы чтение, как любой феномен человеческой жизни, вошло в жизнь ребенка в полноценном виде: он полюбил книгу (на бумажном носителе или электронном) и стал Читателем на всю жизнь.

Извечная проблема чтения, конечно же, волнует родителей и дошкольников и школьников. К нам в Центр обращаются родители, отчаявшись сами научить ребенка читать. Дело в том, что в другую школу, не умея читать, попасть сложно. Если не получается научить ребенка читать, то обратиться нужно к специалистам.

А вот сделать ребенка увлеченным, преданным книге читателем – это под силу всем родителям. «Путь к этому один, – рассказывает Алексей Михайлович Кушнир, кандидат психологических наук, автор “природоузгодженої педагогики “, – читайте ребенку книги вслух. Вообще, читать надо до 16, до 17 лет. Она уже и не ребенок вроде, а читать все равно надо. Семейное чтение – ключ к нормального взаимопонимания между родителями и детьми».

Алексей Михайлович делится своим простым, но научно-обоснованным алгоритмом обучения, пригодным для всех категорий учеников: «Не пытайтесь научить рано, быстро, или научить быстрому чтению. Учите своевременно и качественно оптимальном, адекватном по скорости чтению».

У ребенка есть артикуляционный автоматизм, сопровождает слушания. Наш метод – соединить этот артикуляционный автоматизм (артикуляційне эхо) с графическим текстом.

Как это сделать?

  • Буквы осваиваются с помощью кубиков (не Зайцева, а обычных) легко и быстро.
  • Способность ребенка собрать из кубиков слово “велосипед” по образцу, написанному авторучкой, означает готовность осваивать чтение.
  • Начинать надо не раньше 5,5 лет. До указанного возраста воспитываем “Читателя влюбленного в книгу”, читая ему вслух. Все попытки пораньше сбагрить с рук “читателя”, на которого уже не надо тратить время, это лень и эгоизм взрослых. Читать вслух детям надо до 16-ти лет.
  • Первый шаг обучения собственно чтению – взрослый читает и показывает ребенку синхронно в тексте то, что читает (как караоке).
  • Второй шаг – взрослый читает, но показывает синхронно то, что читает, пальчиком ребенка, двигая его руку по тексту.
  • Третий шаг – ребенок показывает пальчиком, что читать, а взрослый читает там, где движется пальчик в темпе его движения. Добиваемся легкости и адекватности показа.
  • Четвертый шаг – бежим голосом от пальчика ребенка вперед и ловим момент, когда ее рука невольно двинется по строке вслед за голосом.
  • Пятый шаг – взрослый читает, а ребенок следит по тексту. Темп чтения взрослого – до 50-60 слов в минуту.
  • Шестой шаг. Убедившись, что ребенок следит за чтением взрослого непринужденно и легко, делаем резкий скачок в темпе – читаем со скоростью 120 слов в минуту и больше. Постепенно доводим темп звукового ориентира до 150 сл. / мин. Стремимся к легкости и непринужденности слежения ребенком по тексту за чтением взрослого лишь глазами. А где мы читаем? Вот!
  • Седьмой шаг – с удивлением обнаруживаем, что ребенок читает куда быстрее про себя то, что мы читаем ей вслух. Это и есть тот желаемый навык чтения, а не навык озвучивания текста, который большинство родителей принимают за чтение.

Типичные ошибки при обучении:

  • многократное чтение одного и того же;
  • чтение ребенком вслух (на всякий случай);
  • самостоятельное чтение ребенком без звукового ориентира;
  • обсуждение прочитанного при посторонних.

А вот как он описывает обучение чтению на уроках в школе: «До 6-7 лет ребенок уже великолепная знает: люди читают для того, чтобы воссоздать события, узнать новости … От этой зрелой установки и надо отталкиваться.
Поэтому содержанием и предметом урока чтения в нас становится именно чтение. Мы не имеем дела с тренировочными и адаптированными текстами, а читаем исключительно высокохудожественные оригинальные произведения. Вначале используется детская поэзия, которая ребенку хорошо знакома и понятна: Маршак, Чуковский, Михалков, Маяковский, Барто. Затем, начиная со II четверти первого класса, появляются предметные циклы на основе художественных текстов. Ориентировочно – это “Родное слово”: сказки, фольклор, детская классика, исторические, географические, приключенческие произведения. На уроке не работаем с произведением, а живем вместе с героями рассказа, сопереживаем им или вникаем вместе с автором в суть проблемы. При этом главное – чтобы ребенок понимал и переживал прочитанное. Критерием понимания собственно и является п е р е ж и в а н и я. Мы исходим из того, что цель урока чтения – потрясение души, ее пробуждение. И эта цель восходит к истокам народной педагогики и религиозного воспитания. Если ребенок не переживает глубоко, если он, как логическая машина, что-то усвоил, но сердцем и душой не откликнулся, то для нас это потерянное время.

Не вдаваясь в нюансы нашей методологии, она достаточно подробно описана в специальных изданиях, отмечу, что, разумеется, есть период знакомства с буквами, есть кубики, магнитная азбука и разного рода операции с ними… Но бессмысленной подготовительной работы, которая растягивается на годы, у нас нет, бездумного механического чтения тоже – мы просто не имеем нужды в таких методах. Работа над навыком чтения идет непрерывно, но это скрытая сторона нашей деятельности. Она происходит за кадром основных событий урока, а дети полностью погружены в процесс восприятия и переживания художественного или информационного материала. В перипетиях сюжета, сопереживания героям, причащение к Слову мастера, вроде бы, между прочим, отдельными фрагментами формируется навык чтения. Так мы и будем действовать дальше – наращивать навык маленькими кусочками, не обременяя ребенка действиями, которые отняли бы всю ее внимание от содержания… Постепенно, шаг за шагом, ребенок словно врастает в чтение.

И здесь я должен сказать еще одну важную особенность системы, которую мы предлагаем: у нас очень высокий уровень мотивации. Каждый наш урок, построенный на внутренней заинтересованности ребенка. 80% рабочего времени в моем случае базируется на непроизвольных психических процессах, то есть на тех, которые не требуют значительных внутренних усилий от ребенка – она как бы невольно вовлекается в учебный процесс. Возьмем любую другую систему и увидим: там, наоборот, 80-90% времени ребенок работает на произвольных процессах. А они очень энергоемкие, быстро утомляют ребенка.

А теперь несколько слов о результатах обучения по нашей системе. В первом классе осваивается как минимум стандарт не только первого, но и 2-го. По темпу чтения про себя, хотя это для нас последний по значимости критерий, мы на выходе из начальной школы должны не менее 300 слов за минуту. А в традиционных системах – вдвое, втрое ниже. Но самое главное – мы закохуємо детей в книгу, в чтение, и это – на всю жизнь. Если обычно дети за три года осваивают три книжки на уроках и плюс дома немного, то мы только на уроках прочитываем минимум 50-60 книг: 10 в первом классе, 15-20 – во втором и 20-30 – в третьем. Причем это литература самой высокой пробы, том за томом из Библиотеки мировой литературы для детей. То есть, закладываем огромный потенциал будущего развития человека, духовного и интеллектуального … Вот такой результат обучения, если оно находится в гармонии с внутренним устройством ребенка, если оно природоузгоджене».

У каждой методики есть свои почитатели и критики. Обратимся к комментариям Леры Кирилловой в главе 7 его книги «Энциклопедия методов обучения чтению (Буквы, слоги, кубики …), АСТ, 2008»

Плюсы методики

  • Учимся быстро. Новый подход к обучению чтению позволяет научить детей читать целыми словами за два – два с половиной месяца. За первый год ребенок осваивает материал не только первого, но и второго класса.
  • Читаем быстро. Темп чтения про себя, хотя для Кушнира это и последний по значимости критерий, не менее 300 слов за минуту. А в традиционных системах – вдвое, втрое ниже.
  • Дети любят книгу. Эта любовь на всю жизнь. Если обычно дети за первые годы обучения чтению осваивают три-четыре книжки, то, занимаясь по методу Кушнира, они читают как минимум 50-60 книг. Причем это литература самой высокой пробы, том за томом из библиотеки мировой классики. То есть закладывается огромный потенциал будущего развития человека, духовного и интеллектуального.
  • Скорость чтения не мешает понимать смысл. Наоборот, чтение без понимания в методике Кушнира невозможно.
  • Обучение от буквы, слова к его произношению закрепляет в памяти правильный образ слова – так, как оно пишется, а не произносится. Дети, которые учились по Кушниром, априори пишут грамотно.

Минусы методики

  • Начав заниматься, нельзя прекращать занятия ни на один день. Пропустите несколько дней, и вам придется все начинать сначала, ребенок просто забудет все, что освоил.
  • Вашего малыша ожидают трудности в школе. Дети читают бегло, понимают, пишут грамотно, но не умеют делать фонематический анализ. Возникает, конечно, вопрос: зачем им фонематический анализ, если они и так хорошо читают и пишут? Но не нам с вами менять школьную программу.
  • Отдав ребенка в обычную школу, вы рискуете растерять добытые навыки. Ведь по программе она все равно будет вынуждена делать упражнения на развитие фонематического слуха, и может случиться так, что слуховой образ слова начнет вытеснять его зрительный образ, и письмо станет менее грамотным.

Кому не стоит заниматься по Кушниром
Неустойчивое внимание, рассеянность – это препятствие на пути освоения метода. Ребенок не сможет следить за вами по тексту, соотносить произнесенное слово с написанным.

Слишком подвижный, непоседливый ребенок тоже с трудом сможет высидеть рядом с мамой, даже если читать суперцікавий текст. Вам придется учиться по чуть-чуть, урывками. Результата в таком случае можно ждать очень долго.

Слишком занятые родители, которые не могут с уверенностью сказать, что каждый день они готовы посвятить обучению хотя бы полчаса, тоже рискуют потерпеть фиаско.

Автор: Калинская Е.В., учитель-логопед.
Источник: Центр психолого-медико-социального сопровождения УСПЕХ.

ОБРАЗОВАНИЕ, РАЗВИТИЕ, ЛАГЕРЯ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *