Почему дети не играют игрушками?

О порядке и распорядке в детской

Предновогодняя пора – время приятных хлопот и покупки подарков. Деткам, конечно, обычно дарят игрушки. О том, какие игрушки будут действительно полезными вашему ребенку и как научить свое чадо играться – рассказывает психог и мама 10 детей Екатерина Бурмистрова.

Очень часто можно услышать от мам: “Мой ребенок не играется. Игрушки ей неинтересны. Она с большей охотой возится рядом со мной на кухне, а игрушки в детской лежат без дела!”.
Нормальная ли такая ситуация и в чем ее причина? Нужно ли с этим мириться, или малыш со временем начнет играть больше и лучше?

В наше время ситуация с детской игрой и игрушками совсем не такая простая и беспроблемная, как кажется на первый взгляд. Давайте поговорим о “игрушечное хозяйство” малыша с точки зрения пользы для развития личности.

Причины «затоваривания»
Как правило, у любого современного ребенка, почти независимо от уровня доходов семьи, игрушек гораздо больше, чем ей нужно и полезно иметь. У такого «затоваривания» есть несколько причин.

1. Заветные желания папы и мамы. При появлении малыша в семье оба родителя начинают покупать те игрушки, о которых мечтали в детстве и которых не имели.
Пик подобного рода покупок как раз и приходится на период от года до трех. И это родительское желание никак нельзя осуждать – его можно только осознавать и пытаться контролировать.
Мамы с увлечением покупают кукольные сервізики и кроватки, коляски, а также самих кукол в товарной количества. Папы покупают железные дороги впечатляющих размеров, разного рода машинки, автозаправки и даже, к ужасу мам, оружие.

2. Подарки – вторая причина превращения детской в игрушечный склад. По любому поводу бабушки, дедушки и другие гости приносят мягкие игрушки. Считается просто дурным тоном прийти в дом, где есть ребенок, и не принести ей в подарок игрушку. Как правило, мягкие.
Бывает так, что на рубеже второго года жизни игрушечное имущество ребенка за считанные недели увеличивается во много раз. А она не играется.
Родители иногда даже сердятся: «У него есть такие игрушки, от каждой из которых, имел бы я ее в детстве просто визжал бы от счастья, а у него – никаких эмоций».
К сожалению, это именно тот случай, когда количество игрушек и качество игры – вещи совершенно противоположные. То есть чем больше игрушек, тем хуже игра.
Вспомните известный эпизод с «Цветик-семицветик» – девочка Женя говорит: «Хочу, чтобы все игрушки мира были мои». И дальше сама не знает, что с ними делать, потому что играть с таким количеством всего и в голову не приходит. К сожалению, большинство современных детей оказываются в очень похожем положении.

3. Погоня за «ранним развитием». Значительную часть игрушечного имущества современного ребенка составляют развивающие и обучающие игрушки. Их сейчас очень много, и родители могут скупать буквально все подряд, не очень присматриваясь к возрастных ограничений на коробке с игрой или игрушкой.
Обучающие и развивающие игрушки, конечно же, должны у ребенка быть. Весь вопрос в количестве, качестве и способе применения. Развивающие игрушки ребенок может адекватно использовать только тогда, когда рядом есть заинтересованный взрослый, который доброжелательно покажет малышу, что именно можно делать с этой игрушкой.
Если же развивающие игры и игрушки лежат насыпью в ящиках с другими игрушками вперемешку – то пользы от такой развивающей игрушки почти никакой. И вряд ли ваш ребенок станет использовать ее по назначению.

4. Немыслимое разнообразие. Постсоветскому человеку все еще трудно привыкнуть к огромному предложения фактически по любой товарной позиции. Не умея выбирать, мы порой покупаем все подряд.
Нам часто кажется, что чем больше, тем лучше. На самом же деле в вопросах воспитания часто оказывается все наоборот.
Так что большое количество игрушек имеет смысл только в том случае, если игровое пространство правильно организовано.

Создание игрового пространства и его организация

Устраивая детскую, помните, что для ребенка вещи, которые ее окружают, – это целый мир. И вы совсем не полочки развешиваете и шкафчики расставляете – вы создаете мир, в котором будет расти и учиться всему ваш малыш.

Порядок и беспорядок. Если ваш малыш уже начал ползать или ходить, игрушки просто свалены в ящик или корзину, не подойдут.
Психологи и педагоги считают, что оптимальное расположение игрушек – на уровне глаз ребенка, на неглубоких открытых полочках. То есть лучше всего подойдет для игрушек стеллаж, прочно прикрепленный к стене. (Не надо путать такой стеллаж с системой хранения игрушек, которая обязательно должна быть расположена в недоступном для детей месте. Хорошо если игрушки в системе хранения распределены по видам и лежат в закрытых непрозрачных коробках.)
Помните, что примерно до 3 лет ребенок гораздо лучше играется, если порядок на игровых полочках поддерживает мама. Дело в том, что дети в этом возрасте не способны создавать то, что специалисты называют «хорошей структурой» для игрушек.
Проще говоря, малыш увлеченно играет, пока может разрушать порядок и разламывать конструкции, созданные мамой. И как только все разрушено – интерес к игрушкам и игры, как правило, пропадает.

Где живут игрушки? Идеально, если в детской комнате присутствует игровая зона, и все игрушки «живут» именно там. Для детей постарше главным предметом организации пространства игровой зоны может быть игрушечный дом.
Для ребенка хорошо, если маленькие звери лежат отдельно, машинки отдельно, а конструкторы не перемешаны между собой. Так малышу проще научиться играть, а не создавать вокруг себя хаос.
Дети очень любят, чтобы игрушки были разложены в разнообразные ящики, красивые коробочки и корзины. Так малышам проще понять, что у каждой игрушки свой домик.
Что делать с количеством? Один из простых и доступных способов сделать игрушку новой или почти новой для ребенка – убрать ее подальше. Этот же способ позволяет уменьшить количество игрушек.
Если вы разделите все игрушечное имущество ребенка на 3 или 4 примерно равноценные части, 3/4 уберете и будете менять игрушечную «экспозицию» раз в неделю – ребенок свои игрушки будет воспринимать почти как новые.

Создание «да»-обстановки. Если вы хотите, чтобы ребенок хорошо и свободно играла – вам как можно реже следует произносить в детской слово «нет». Это совсем не означает, что ограничения ребенку не нужны. Просто время игры – далеко не лучшее время для введения ограничений.
Детская игра – предельно важное занятие. В игре ребенок постигает мир человеческих отношений и законы мира вообще. Человек, лишенный игры в детстве, неизбежно психически неполноценная.
Игра – пространство свободного творчества ребенка, и резкое мамино или няни «нет» может это игровое пространство разорвать, тонкая ткань игры прервется, и ребенок не сможет продолжать играть дальше так же вдохновенно.
Ограничения, что существуют в детской и по поводу игрушек, должны быть просты, понятны, постоянны и минимальны. Заблаговременно решите, что именно нельзя делать ребенку с игрушками. И лучше уберите подальше предметы, которые вызывают поток запретов или большую тревогу у взрослых. Дело в том, что если запрет повторяется часто, ребенок или учится игнорировать ее, или производит излишнее упрямство ежедневный сопротивление.

Искусство выбора игрушек

Игрушки, как и книжные иллюстрации, и обстановка детской во многом формируют эстетический мир и вкусы ребенка. Выбирайте игрушки того эстетического направления, которое вам, родителям, ближе всего. Выбирайте игрушки, которые вам кажутся красивыми.
Начнем с количества. Здесь все просто: игрушек должно быть столько в свободном доступе, сколько ребенок, при помощи взрослого, может относительно легко убрать.
Напомню еще раз об особенностях развития внимания маленького ребенка: к концу первого года жизни малыш находится на «полевой стадии» развития внимания. Это означает, что если малыш начал играть с одной игрушкой, и при этом на глаза ему попалась другая, то он с большой вероятностью оставит первую, отвернется. И станет заниматься со второй игрушкой, и так далее, пока не переберет их все.
Если ваш малыш с чем-то заигрался, ни в коем случае не надо пытаться подсовывать ему новые предметы в попытках разнообразить игру. В этом возрасте мы очень ценим концентрацию внимания. Заигралась ребенка надо оставить в покое и тихо радоваться, что его способности к целенаправленной действия развиваются.
Если же ребенок сидит в куче игрушек, то вероятно, что она их станет просто разбросать.

«Отпечаток общения» на игрушке. Есть такой классический эксперимент в психологии развития: маму просят из всех имеющихся игрушек выбрать ту, в которую ее ребенок любит играть меньше всего, и в течение двух недель ежедневно по несколько минут играть с ребенком именно в эту игрушку. Результаты такого поведения превосходят все ожидания – игрушка становится с найнеулюбленішої наиболее желанной. Ребенок и потом еще долгое время выбирает эту игрушку даже при самостоятельной игре.
Дело в том, что для ребенка эта, именно эта игрушка стала насыщена присутствием мамы. Беря ее в руки, она вспоминает все предыдущие дни совместной игры, вспоминает, что и как мама с этой игрушкой делала. На этой игрушке, как говорят психологи, теперь лежит «отпечаток общения».
Так вот, если вы хотите, чтобы ваш ребенок играл со своими игрушками, вы должны вместе с ней проиграть в них много часов, «оживить» их своим присутствием.
Чтобы малыш игрался, необходимо, чтобы мама играла вместе с ним. А иначе он будет играть только в мамины любимые игрушки – кастрюльки и мобильные телефоны. Ведь не секрет, что дети всем другим предпочитают те предметы, которыми пользуется мама.
Итак, современные дети не играют из-за того, что игрушек у них слишком много, а следовательно, они не являются ценностью. Дети не играют из-за того, что отсутствует передача игровой культуры между поколениями – так как дети в городах сейчас редко общаются между собой свободно и не учатся друг у друга играм. Это недостающее звено в передаче игровой культуры нужно заполнить собой взрослым – а взрослые тоже не играют с детьми. Кроме того, масса из предлагаемых игрушек – «неправильные».

Как распознать «неправильную» игрушку?

«Неправильная» игрушка изготовлена из неправильного (неестественного) материала, окрашена в неестественные, отсутствуют в природе цвета. “Неправильная” игрушка слишком похожа на настоящий предмет (например, маленький игрушечный утюг совсем как утюг большая). Эта чрезмерная сходство не оставляет места для развития фантазии ребенка: игрушка и так слишком похожа на образец, ничего домысливать не надо.
В «неправильных» игрушках часто используется принцип кнопки. Малыш нажимает кнопку, и от этого простого движения загораются лампочки, начинают крутиться колесики, все приходит в движение. То есть затраченные усилия совершенно не соответствует полученному результату. И не позволяют образовать причинно-следственные связи, а значит, интеллект развивается совсем не так, как при игре с простой игрушкой. Там, где «толкнул – покатилось» или «ударил – отлетело».
Тяга к ранним легких впечатлений, к тому, что почти все вокруг является развлечением, откладывается очень глубоко. Понятно, что мы живем в цивилизации кнопки – но чем больше ребенок в дошкольном детстве увидит вещей, принцип работы которых очевиден и доступен, тем лучше у него будет развито логическое мышление.
У детей есть огромный интерес к ручному труду – и мужской, и женской. Они очень внимательно смотрят на то, что делается руками. И если папа прибивает гвоздь или сверлит стену – то это для малыша просто праздник познания взрослой жизни.
Но, к сожалению, если образцы женского ручного труда можно увидеть (например, на кухне), то во многих семьях вся мужская ручной труд сводится к работе на клавиатуре компьютера. И это закономерно – такая стадия развития цивилизации.
И тем не менее, папам маленьких мальчиков я бы очень рекомендовала хотя бы изредка заниматься с ними тем, что веками составляло мужскую часть работы по дому. Это будет для них гораздо более развивающим занятием, чем большинство развивающих игр.
Правильная игрушка многофункциональная. То есть ее можно использовать многими разными способами в самых разнообразных играх.
Классический пример многофункциональной игрушки – мяч. Его можно и бросать, и катать, он может стать кукольным арбузом или сказочным колобком. Чем меньше ребенок, тем больше среди его игрушек должно быть многофункциональным.
Правильная игрушка сделана из экологического материала (натуральная ткань, дерево, металл, кожа). Конечно, совсем без пластмассовых игрушек обойтись вряд ли получится, но можно стремиться к тому, чтобы их процент был якнайнижчим. Кроме того, игрушка должна быть сделана из ударопрочных, нетоксичных, стійкофарбованих материалов – из расчета на то, что маленький ребенок будет ее и грызть, и кусать, и бросать, и разными способами использовать не по назначению.
Много китайских игрушек просто не предназначены для такого активного использования. Они лишь имеют вид игрушки, но ломаются в течение первой недели. Ребенок не успевает ни наиграться этой игрушкой, ни привязаться к ней. Настоящая игрушка должна быть качественной и прочной.

Об уборке игрушек. Навыки самостоятельности

Есть замечательная русская поговорка: «Любишь кататься – люби и саночки возить». Говорит она, как вы понимаете, о том, что надо отвечать за последствия своих действий.
Для ребенка, которому скоро должно исполниться два года, подобные вещи начинают быть доступными, если родители считают нужным и правильным тратить время и силы на совместную уборку игрушек или участие ребенка в уборке со стола.
По мнению большинства психологов, для развития ребенка полезно, чтобы у него присутствовали минимальные домашние обязанности. Именно при ежедневном выполнении дел по дому у человека формируется способность отвечать за себя, концентрировать внимание, пробовать доводить начатое дело до конца. Избавив ребенка от «неприятности» сбора игрушек, вы ей не поможете, а некоторым образом помешаете осознавать мир и себя в этом мире.
Естественно, большинству родителей и нянек гораздо проще и спокойнее убрать игрушки самим. Но если привычка участвовать в уборке в детской не возникнет у малыша рано, до трех лет, то после сформировать ее будет гораздо труднее, так как ребенок станет активнее сопротивляться.
Старайтесь находить время, силы и фантазию, чтобы не насильно привлекать ребенка к ежевечернего уборка игрушек. Сюжеты могут быть разные, но стержень один: сначала ребенок не может такие вещи делать сама, без участия мамы.
А если в семье несколько детей?

Как правило, первые дети, первенцы, становятся «квартир’єрами» – именно при них появляется в семье наибольшее количество игрушек. Эти дети, становясь сначала просто старшими, а потом и старейшими в семье, долго помнят период своего безраздельного господства над царством игрушек и могут с нежеланием впускать в этот мир наследников принцев – братьев и сестер.
Основное правило можно сформулировать так: если в семье несколько детей, то основная масса игрушек (примерно 80%) должны быть общие, и по поводу них нужно договариваться: как их делить, что на что менять, кто и когда будет их убирать. Но у каждого ребенка, которому уже исполнилось 2 года, должен быть свой неприкосновенный ящичек, комодик или шкатулка с игрушками и право этими игрушками не делиться. Подобный подход сократит количество ссор за игрушки и избавит детей от обостренного чувства собственности.

Автор: Бурмистрова Екатерина психолог, мама десяти детей, автор сайта «Семья растет»,
проводит консультации и семинары для родителей
Источник: Наш ребенок
Перевод: сайт для родителей «Дети»

ОБРАЗОВАНИЕ, РАЗВИТИЕ, ЛАГЕРЯ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *