Задача минимум – вырастить гения

О методиках раннего развития: мифы и реальность

Украина болеет методики раннего развития. Доходит до смешного – в детском саду в младшей группе, где некоторые из детей еще и ходить толком не умеет, уже предлагают 15 предметов для изучения. Однако, будут ли результаты от того, что ребенок начнет считать в год, а читать в два? Какие психологические ощущения будут появляться у малыша, когда мама будет нервничать по поводу вовремя не опанованої буквы или неизученного песенки? Итак, давайте разберемся в самых распространенных убеждениях среди родителей относительно методик раннего развития…

Взрослые уверены, что гениальный ребенок – это счастливое будущее
На самом деле, это лишь красивая сказка, которую мы сами себе составляем. Однако, если взглянуть в историю, становится понятно, что большинство гениев – люди довольно несчастны. Возьмите хотя бы Бетховена – наделен уникальным даром писать «громкую» музыку, он так и не смог услышать ни одного аккорда своих гениальных творений. Природа, щедро наделив композитора одним умением, жестоко забрала у него простые человеческие чувства.

Взрослые уверены, что методики раннего развития действуют
На самом деле все достаточно относительно. Если бы все методики раннего развития имели такие же сумасшедшие результаты, о которых они пишут в своих рекламных проспектах, мир заполонили бы сплошные Биллы Гейтсы, Ванеси Мей, Ломоносови и Загребельні.

Взрослые уверены, что методики раннего развития можно объединять
На самом деле, правильно делают. Методик раннего развития можно найти сотни. Однако не зацикливайтесь лишь на одном из методов. Возможно лучше знать сливки с каждого? Ребенку до года очень важно развивать щепотку моторику. Тогда без Монтессори вряд ли получится. Играйте в «зачіпалки». Стимулируй малыша касаться всех предметов, которые есть в комнате. Не забывайте массировать пальчики, сопровождая массаж стишками-потішками и сказочками..
Познавайте мир! Человеческий связь с природой настолько велик, что мы, взрослые, не имеем никакого права ограничивать ребенка в познании окружающей среды. Познавайте природу всего живого за вальдорфською педагогикой. Прикоснитесь, понюхайте, посмотрите, покормите птичек, соберите букет из осенних листьев…
 

Взрослые уверены, что лучше в раннем возрасте научиться читать, чем тратить свободное время на занятия спортом
 

На самом деле, никогда не забывайте, что понятие «раннее развитие» предполагает не только умственное, но и физическое воспитание: плавание, занятия в спортзале, овладение велосипеда и т.д.! Настоящий риск гиподинамии возникает при посещении ребенком трех-шести лет длительных занятий по подготовке к школе, которые не учитывают специфику возраста. А спорт – это здоровье. Каким бы видом спорта не увлекся ваш маленький гений, помните – это намного важнее, чем иностранный язык или энциклопедические знания. А еще обязательно поставьте дома шведскую стенку. Психологи говорят, что возможность лезть вверх у детей стимулирует не просто умственные способности, но и веру в собственное «я». Поэтому, покупая такую лесенку, вы стимулируете развитие лидера.

А насчет чтения. То психологи единодушны – не стоит учить ребенка читать до возникновения у нее такого желания: здоровый и гармонично развитый ребенок начинает сам читать в пять-шесть лет. И, что очень важно, читает, понимая прочитанное, потому что сегодня у многих детей эта важная составляющая процесса чтения просто отсутствует Если же мы ускоряем события, то сами этого не зная, организуем дисбаланс – стимулируем определенные зоны мозга раньше, чем нужно, при этом замедляем развитие навыков, присущих именно этому возрасту.

 

Взрослые уверены, что есть вещи, с которыми ребенку знакомиться НЕЛЬЗЯ
На самом деле, все умные и уважающие себя родители должны навсегда исключить слово «нельзя» из своего обихода. Ребенку не понятно – это хорошо, а это плохо, для малыша все поступки имеют одинаковую окраску. А вот слово «нельзя» имеет исключительно негативный оттенок и его ребенку лучше не говорить вообще. Зато всегда предлагайте ему альтернативное поведение: не говорите что нельзя, а подсказывайте что можно.

Взрослые уверены, что изучать иностранные языки лучше с очень раннего возраста, потому что память двухлетнего ребенка имеет феноменальные свойства
На самом деле, все психологи просят родителей подождать с таким обучением. Минимальный возраст, когда ребенок способен воспринимать «чужую» речь – 5-7 лет, то есть не ранее того возраста, когда ребенок уже хорошо и уверенно говорит на родном языке. Заметили, что дети, с которыми начали заниматься иностранными языками с пеленок, начинают говорить позже своих сверстников. Поскольку мозг ребенка постоянно перегружен, ему трудно распознавать слова, строить предложения и понятно излагать свои мысли.

Взрослые уверены, что классическая музыка формирует гармоничную личность
На самом деле это так, если только такая музыка нравится ребенку. Давно доказано, что музыка Моцарта (и только его) активизирует мозговую деятельность человека. То есть человек, который перед контрольной работой слушала Моцарта, решит большее количество задач, чем та, которая вообще не слушала музыку. Однако, если первые аккорды этого же Моцарта лишь вызывают раздражение, то результат будет обратным.

Взрослые уверены, что чем больше ребенок знает, тем лучше
На самом деле, слишком умственно развитый ребенок – это тоже проблема. И основная из них – это общение со сверстниками, которое может пострадать по двум причинам. Первая – через более широкий кругозор или через узкую область интересов к одному предмету (например, математике) ребенок не может общаться со сверстниками, у нее просто нет общих тем для разговора. Вторая – насыщенный информацией, но бедное по эмоциями общение с мамой, не позволит развиться коммуникационным возможностям ребенка, она будет испытывать трудности каждый раз, когда нужно будет войти с кем-то в контакт.
Кроме психологических и коммуникационных, возникает еще целый ряд проблем медицинского направления. Педиатры и психологи не связывают их с конкретными методиками. Как правило, речь идет просто об интеллектуальном нагрузки не по возрасту. При чем, получить его дети могут в первые годы жизни, а эффект появится с годами. Это:
– спазмы сосудов, которые в отдельных случаях приводят к заиканию, недержанию мочи, нападениям и даже эпилепсии.
– формирование структур мозга иногда происходит извращенно. Раннее начало обучения не дает возможности качественно созреть нижним отделам, которые отвечают за питание мозга. Еще до начала школьного обучения оказывается, что верхние отделы, которые отвечают за большинство учебных способностей, не имеют достаточной связи между собой, недополучают питания и не могут полноценно работать. Такой ребенок трудно контролирует собственное поведение, не может построить правильную программу действий, учитывать правила, что при высоком интеллекте значительно снижает успешность обучения.
– Потеря познавательного интереса. На нее чаще всего жалуются родители и учителя. И дело не только в том, что ребенку скучно в школе из-за того, что она все это давно изучила с мамой, которая не подумала о том, чтобы поддержать дальнейшую заинтересованность в обучении.
Проблема в самом способе получения информации. Ребенок не получает ее, как охотник, наоборот – она полностью обеспечена, забросанная информацией: бери, не хочу. Девиз раннего развития: давайте знания, ребенок сам выберет то, что ей по душе. Девиз развития: идите за потребностями, отвечайте на запросы и вопросы. Природой в ребенке заложена способность самостоятельно получать знания с помощью органов чувств – до нового и невиданного ей нужно потрогать, почувствовать. Преподнося всю отобранную, очень часто интересную в первую очередь маме/бабушке/папе, информацию ребенку на тарелочке, мы эту способность к самостоятельному обучению легко можем сломать.
Ф. Роджерс когда-то сказал: «Чтобы вырасти здоровыми, детям не требуется уметь читать – им требуется уметь играть»». Поэтому не забывайте, что наши очаровательные создания, прежде всего – дети. Чаще предлагай им поиграть в куклы или сложить конструктор, ведь без настоящего детства вряд ли получится настоящий взрослый человек

По материалам www.greenmama.ua

ОБРАЗОВАНИЕ, РАЗВИТИЕ, ЛАГЕРЯ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *